Сидеть на месте будучи в Турции — преступление, ведь здесь так много интересного, что хватит не на одно путешествие и каждое будет прекрасно по-своему. Все зависит от ваших интересов и желаний. Вот еще одно место, где обязательно нужно побывать, если вы еще не устали восхищаться творениями рук человеческих. В 46 км от г. Трабзон есть монастырь, путешествие в который, подарит незабываемые впечатления и подготовленным, узнавшим все возможное о его древнейшей истории, и неподготовленным, случайным туристам.


Этот удивительный монастырь словно приклеен к скалам на огромной высоте и парит в окружении густых хвойных лесов. У подножия монастыря течет, оживляя столь грозный и величественный пейзаж, сильный и решительный ручей Degirmendere.
 Существует очень красивая легенда о возникновении монанстыря. Однажды афинскому священнику Василию явилась Богородица и сказала, что ему и племяннику его, дьякону Сотирихию, необходимо принять монашество, послушавшись ее наставлений, они постриглись в монахи, взяв имена Варнава и Сафроний. После пострижения иноки отправились «преклонить колена» в афонский храм к лику Пресвятой Богородицы, но икона та была чудотворной, т.к. написана она была самим апостолом Лукой, который являлся единственным не иудейским автором Евангелия, покровителем живописцев и врачей и одним из 70 учеников Христа, принявшим мученическую смерь от идолопоклонников в возрасте 84 лет, более того, именно ему явился Христос после своей смерти в Эммаусе близ Иерусалима. Увидев образ Богородицы монахи услышали и ее следующие наставления, пойти в сторону Понта к горе Мела, (темной, черной), где и построить монастырь, после чего ангелы подняли чудотворную икону и унесли ее на восток. Варнаве и Сафронию ничего не оставалось делать, как следовать к указанному месту. Побывав по пути во многих крупных монастырях, в том числе и на Святой Горе Афон, монахи приплыли в Трапезунд, ныне Трабзон, чтобы отправиться в сторону Понта на поиски указанной Богородицей горы. Переночевав в лесу у ее подножия, они увидели расщелину в горе, над которой кружатся ласточки и пошли к ней. Дойдя до места Варнава и Сафроний обнаружили пещеру, в которой в дивном сиянии стояла та самая чудотворная икона. Но как начинать строительство на высоте около 1200 метров, да еще и при отсутствии воды, на помощь стоявшим в замешательстве монахам, опять приходит Богородица: из скалы начинает бить чудотворный источник. Так в IV веке на горе Мела появляется монастырь.


В различных источниках приводятся разные даты его строительства, промежуток можно определить примерно с 375 по 395 гг. Комплекс состоит из нескольких церквей частично вырубленных в скале, частично надстроенных. Первый храм монастыря был воздвигнут в честь Архистратига Михаила (архистратиг − по-гречески верховный военачальник, Михаил — «кто как бог». Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях), второй – в честь Богородицы и третий в честь святых Константина и Елены. Существует предание, что монастырь помогали строить насельники богатого монастыря Иоанна Предтечи на горе Завулон (Вазелон) и в благодарность за это монастырь Сумела отправлял туда ежегодно 50 сосудов с воском и елеем, а каждые 7 лет – по семилетнему мулу, вплоть до 1800 года. Жизнь монастыря не была безоблачной, периодически он подвергался набегам и грабежам, есть сведения даже о его полном разорении, но каждый раз он восстанавливался и возрождался. Ему покровительствовали представители византийской династии Комнинов, которые короновались на трон именно на горе Мела. Так Иоан II (1280−1285), его сын Алексей II (1297−1300) и его внук Василий (1332−1340), отписали на его защиту 24 деревни и 40 поселений. Алексий III (1349 − 1390) построил комплекс келий и обнес его новыми стенами, обновил главный храм, более того закрепил за монастырем ряд привилегий. Его сын Мануил III (1390−1417) даровал ему частицу креста Спасителя из Честного дерева. Как ни странно, монастырю покровительствовали и султаны и даже совершали туда паломничества. Есть легенда, которая рассказывает, как однажды во время охоты султан Сулейман Великолепный неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с крестом, сияющим золотом. В ярости он повелел немедленно сравнять с землей святыню «неверных». Но не успел он произнести последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Небеса пощадили его, и едва ли не на следующий день султан вынужден был даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность. Селим Ι (1512 – 1520) подтвердил своим фирманом (указом) привилегии императорской династии Комнинов, и даже покрыл купол храма медной крышей и подарил 5 лампад с золотыми украшениями. Султаны Селим II (1566 – 1574) и Мурат ΙΙΙ (1574 – 1595) предоставили монастырю полную свободу действий, а Мурат III даже хотел покрыть храм Богородицы серебряной крышей, но монахи отказались, боясь стать слишком большим искушением для разбойников.


Множество дарственных грамот и грамот, освобождавших монастырь от налогов, выдали и последующие султаны. В монастыре хранились три реликвии: написанная св. Лукой икона Богородицы, крест с частицей Честного дерева и Евангелие, которое принадлежало первому игумену, восстановленного в 644 г. монастыря, преподобному Христофору. Все эти реликвии существуют и поныне. Лик Богородицы был выполнен на двух досках, к сожалению он почернел и видны лишь монограммы Богоматери и Христа. Во время пребывания в монастыре икона имела серебряный ковчег, куда был помещен и крест с частицей Честного Дерева Страстей Господних, который покрыт окладом из смальты с шестью рубинами и шестью изумрудами. От Евангелия преп. Христофора сохранились лишь декорированные орнаментом доски-обложки. Дальнейшая история монастыря не была насыщена трагическими событиями вплоть до Первой мировой войны. А вот в 1923 году на Лозанской конференции была принята Конвенция об обмене греческого и турецкого населения. В результате чего Греция и Турция производили возврат своего населения и более 1 млн. греков − подданных Турции и 500 тысяч турок – подданных Греции были переселены. Исключение составили проживающие в Константинополе греки и турки Западной Фракии. А монастырь? Монастырь опустел, в 1921 г. икона была зарыта монахами, а в 1931 с разрешения турецкого правительства вырыта и возвращена в Грецию как христианская реликвия. Ныне правительство финансирует работы по восстановлению монастыря, который является памятником христианской культуры. Кроме удивительного места, выбранного для устройства этого монастыря, изумительной природы, в окружении которой парит монастырь, вы сможете полюбоваться удивительными фресками, которыми расписаны как внутренние так и внешние стены храмов.
 Большую часть сохранившихся фресок датируют 17 веком, но немецкий публицист, историк-востоковед и путешественник Якоб-Филипп Фальмерайер, исследовавший монастырь в 1840 году обнаружил на внутренней южной стене храма роспись, относящуюся к 14 веку. Фрески монастыря удивительны, но рассказывать о них слишком трудно, поэтому смотрите, а лучше приезжайте!