Путешествие в Газиантеп не может быть случайным: он находится в двухстах километрах от границы Сирии, солнечных пляжей нет, да и лететь сюда с пересадкой в Стамбуле или Анкаре, тогда зачем? Ответ прост и очевиден для искушенных любителей Турции — музей мозаики! В 1998 году вблизи Антепа, а именно так назывался этот город до присвоения ему звания «героический», во время строительства плотины имени Ататюрка и затопления территорий были обнаружены развалины города Зегум. Основной ценностью этих развалин оказались сохранившиеся в большом количестве мозаичные полы 2-4 веков. В 2007 году после изучения, описания и воссоздания они были перевезены в специально построенный для этого музей в Газиантепе. 


Любой рассказ о такого рода экспонатах сводится к перечислению имен героев античной мифологии и сюжетов, что не представляет особого интереса, т.к. мифы и имена не изменились, а запоминание имен, для меня лично, дело сложное и неблагодарное так как они вскоре все равно улетучиваются из памяти, а воспоминание о былых знаниях вызывает лишь досаду и ощущение неполноценности. Еще один вариант — словесное описание произведений, что довольно скучно да и бесполезно. Лучше расскажу, что обращает на себя внимание, удивляет, а иногда и поражает. Ну во-первых, удивительно маленький размер мозаичных кусочков, ранее виденная мозаика кажется просто огромной.
 Во-вторых — умение создавать эффект объема на плоскости с помощью геометрических орнаментов или цвета.
 И наконец-то цветовая продуманность: на первый взгляд цвета почти всех мозаик довольно бледны, но это не результат работы времени. Все мозаики служили полом в жилых или общественных помещениях, в бассейнах, т.е. имели абсолютно утилитарное предназначение, а значит должны были органично вписываться в интерьер и подчеркивать его достоинства, а не становиться центром внимания, хотя есть в музее и несколько образцов, предназначенных именно для этого. Их главное отличие в яркости красок и минимальном количестве повторяющихся объектов орнамента, будь то фрукты, цветы, лица и даже орудия труда, которые, что поражает, абсолютно не изменились до наших дней, те же пилы, молотки, долото и прочие приспособления. А еще, многие воины изображены в ботинках на шнуровке! Да, в абсолютно современных полуботинках, а не в легких кожаных сандалиях, как почему-то мне было привычнее думать.